ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПСИХОТЕХНОЛОГИЯМ ЗАЩИТЫ ОТ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

 

 

Давайте предположим, что Вы хотите переубедить Вашего собеседника, т. е. хотите изменить его мнение по такому-то вопросу...

Для этого Вы, используя соответствующие правила аргументации и контраргументации, приводите ему неопровержимые доводы, и поскольку Ваша аргументация неоспорима, то ему вроде бы теперь и деваться некуда. И сейчас — по логике — он должен вроде бы признать: а) Вашу правоту, б) ошибочность своей точки зрения...

 

Но как это порой трудно — признать то, что ты считал правильным, вдруг вроде бы и неправильно; и нет уже аргументов в защиту своей позиции.

 

И тогда люди, пытаясь отстоять свои прежние убеждения, нередко прибегают в таком споре к использованию некорректных, манипулятивных приемов ведения дискуссии, цель которых только одна — не дать возможность изменить свою позицию, систему своих прежних ценностных установок, не дать возможность убедить себя (и других) в правомерности новой точки зрения. При этом партнер может порой так искусно применять эти манипуляции, а его собеседник (коим можете быть и Вы) так порой неумело защищается от них, что, какие бы сильные аргументы ни заготовил собеседник, разговор закончится так, как хотел его партнер по общению. Манипулятивное воздействие достигло цели.

 

Так вот, научиться распознавать в ходе разговора эти манипулятивные приемы (раз) и применять против них психологически обоснованные способы защиты (два) — таковы цели обучения по этой программе.

 

 

В процессе обучения по представленной ниже программе дается как  описание самих приемов манипулятивного воздействия (чтобы в ходе разговора Вы бы могли их сразу заметить), так и — что наиболее важно — психологические способы защиты от них.

 

Каковы же они — эти приемы манипулятивного воздействия в ситуации диалога?

 

По своим целям эти приемы манипуляции можно разделить на четыре группы.

 

К первой относятся приемы провоцирования конфликта, когда Ваш партнер так искусно строит беседу, что вынуждает Вас пойти на конфронтацию (ссору) с ним. А в результате вывод, которым Вы хотели завершить свою аргументацию, так и не прозвучал.

 

Ко второй группе относятся приемы, с помощью которых Ваш партнер пытается как бы обесценить Ваши аргументы, но не собственными контраргументами, а манипулятивными воздействиями. И тоже нередко достигает своей цели.

 

Есть еще группа приемов, когда манипулятор вроде как пытается привести аргументы в защиту своей позиции, хотя с действительной аргументацией это не имеет ничего общего.

 

Наконец, наиболее распространенная группа манипулятивных приемов при ведении дискуссии — это попытаться лишить Вас возможности привести свои аргументы с помощью более или менее искусного перевода разговора на другую тему или иными приемами игнорирования, блокирования Вашей аргументации.

 

Ниже представлена программа этого курса.

 

Базовая программа

"Психотехнологии защиты от манипулятивных воздействий"

 

 

 

ТЕМА 1. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ИГНОРИРОВАНИЯ (БЛОКИРОВКИ)  ВАШИХ АРГУМЕНТОВ

 

 1. Защита от манипулятивного приема "Перевод разговора

на другую тему"

 2. Защита от манипулятивного приема "Анекдот"

3. Защита от манипулятивного приема "Глушение"

4. Защита от манипулятивного приема "Мнимое забывание

аргументов"

 

ТЕМА 2. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ОПРОВЕРЖЕНИЯ (ДЕВАЛЬВАЦИИ) ВАШИХ АРГУМЕНТОВ

 

1. Защита от манипулятивного приема "Опровержение

Ваших аргументов ссылкой на Ваши слова с иной

их интерпретацией"

2. Защита от манипулятивного приема "Опровержение

Ваших аргументов приписыванием Вам того, что Вы

не говорили"

3. Защита от манипулятивного приема "Опровержение

Ваших аргументов упреком, что Вы "вот ни слова

не сказали о...""

4. Защита от манипулятивного приема "Опровержение

Ваших аргументов ссылкой на формально действительную

Вашу некомпетентность в этой области знания"

5. Защита от манипулятивного приема "Опровержение

Ваших аргументов ссылкой на авторитетную цитату"

 

ТЕМА 3. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ПРИЕМЫ "АРГУМЕНТИРОВАНИЯ"

 

1. Защита от манипулятивного приема "Заговаривание"

2. Защита от манипулятивного приема "Перевод стрелки"....

 

ТЕМА 4. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПРОВОЦИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА

 

1. Защита от манипулятивного приема "Мелкие уколы"

2. Защита от манипулятивного приема

"Явное оскорбление"

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В качестве учебника, где изложены все эти материалы, используется книга для руководителей:

«Современному руководителю: психотехнологии профессионального общения с персоналом и клиентами»

 

 

 

И, коль скоро мы упомянули руководителей, которым часто приходится сталкиваться с описанными выше манипуляциями, то позвольте представить следующую программу  как раз для руководителей– программу обучения руководителей  психотехнологиям профессионального общения с персоналом и клиентами. Пожалуйста, на страничку: программа обучения руководителей психотехнологиям работы с персоналом.

 

P.S. А о технологии дистанционного обучения по этой программе - об этом см. на страничке "О дистанционной форме обучения".

>>>

 >>> далее >>>

Панасюк Александр Юрьевич, 2015