ТЕСТ-ПРОФИ:

ТЕСТ НА СКЛОННОСТЬ

К КОНКРЕТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

ХОТИТЕ ПРОТЕСТИРОВАТЬСЯ?

 

- Хотите, дорогой мой Гость, протестироваться на профориентацию?

 

-    Извините, а что Вы имеете в виду?

 

- Имею в виду, узнать, в какой области профессиональной деятельности Вы  были бы более успешными.

 

-    Но ведь известно, Александр Юрьевич, что успех в работе зависит от многих вещей –  это и знания, и умения, это и способности, наконец… А значит, Вы будете тестировать способности к разным профессиям… Но ведь их – этих профессий – море… Разве не так?

 

- И так, и не совсем так… Хотя, конечно, Вы правы, что успех в работе зависит от способностей, но для этого вовсе не обязательно исследовать у испытуемого способности ко всем профессиям… Впрочем, давайте, всё-таки, я приоткрою занавес и расскажу, на каком принципе построен данный тест.

Тестирование заключается в том, что испытуемый выбирает из специальным образом подобранных пар профессий  ту, «к которой у него лежит душа, которая ему нравится».

А что значит – выбрать профессию, которая «ближе по душе», а что значит: такая-то работа человеку больше нравится? Почему испытуемый делает именно такой выбор, а не другой, выбирает именно такие профессии (и не один раз, всё дублируется многократно), а не другие?

 

Вот пример: как Вы думаете, почему, допустим, человеку профессия «социолог», больше нравится, чем профессия «психолог»?

 

- Ну, я думаю, что одна из этих профессий более денежная, чем другая)))

 

- Ну, а если не известно, какая более «денежная»? А в тесте подбирались такие пары профессий,  которые явно по финансам не отличались (там не сравнивались профессии, когда одна – с зарплатой в 3 тысячи рублей, а другая – в 300 тысяч рублей - автор (создатель) теста это, разумеется, учитывал); да кроме того, ведь на выбор предлагали, как я уже говорил, не одну пару профессий, А НЕ ОДИН ДЕСЯТОК ПАР ПРОФЕССИЙ. Так почему человек выбрал именно эту профессию (допустим, социолога)?

 

-   Возможно, потому, что она более знакома: допустим, мой близкий родственник работает социологом, а психологов, предположим, среди моих знакомых нет.

 

-  Согласен, работа социолога в этом случае будет более понятной, более знакомой. Но если работа более понятна (например, работа дворника очень даже понятна многим), то ведь это ещё не значит, что такая работа должна больше нравиться, согласны? Так всё-таки, попробуем найти ответ, почему человек выбрал именно эту профессию?

 

Вот ответ.

 

Известно, что людям обычно ближе по душе, больше нравится та деятельность, которая дается им без срывов, без ошибок, без особого  напряжения, без большого труда, чтобы не приходилось чуть ли не на каждом шагу «спотыкаться» и испытывать отрицательные эмоции. Вот скажите, какую работу Вы больше любите: ту работу, выполнение которой у Вас всегда проходит гладко, без сучка и задоринки, и – получаете удовольствие от удачно выполненной работы (вовсе не примитивной), или ту, при выполнении которой Вам приходится, что называется, спотыкаться на каждом шагу («ах, опять не так получилось!» и – отрицательные эмоции, и – неприятно, досада) - какую?

 

-  Ну, наверное первая…

 

– Верно, и психологи этот Ваш ответ подтверждают теорией о стратегии поведения людей: ведь люди всегда стараются избегать ситуаций, которые вызывают у них отрицательные эмоции (так называемые «адреналиновые ситуации»), и всегда стараются оказываться в ситуациях, которые вызывают повышение в крови эндорфинов – гормонов удовольствия. Психологи даже сформулировали закон стратегии поведения любого человека: "стремление к минимизация наказаний и максимизация наград."

 

Всё это, как оказывается, имеет прямое отношение и к выбору профессиональной деятельности.

 

 

КОГДА ПРОФЕССИЯ КАК ХОББИ

 

  Люди обычно выбирают такой вид работы, который больше вызывает удовольствие, чем ощущение неудачи (ну, конечно, при прочих равных условиях, конечно, - при одинаковой зарплате, при одинаковой поездке на работу, при одинаковой обученности и т. д.).

Значит, «ближе по душе» то, что вызывает положительные эмоции, дается относительно легко, без срывов и неудач.

 

И вот теперь самый главный вопрос: а какая работа людям дается относительно легко?

 

Относительно легко дается та работа, тот вид деятельности, к которому у человека есть определенные способности, которые обычно бывают врожденными.

Поясню на примере.

Допустим, есть у человека Н.  математические способности – тогда любые виды деятельности, где необходимы вычисления, будут человеку даваться достаточно легко, а вот всё, что связано, допустим, с  стихосложением – ну мучается человек Н., пытаясь что-то такое срифмовать, сочинить (предположим – на день рождения другу). И тогда: выбирая между профессией математика и профессией поэта, такой человек Н., конечно же, скажет, что ему ближе по душе профессия математика, в отличие от другого человека (А.), у которого есть способности к поэзии, но совершенно никаких способностей к математике – он (А.) скажет, что ему ближе по душе профессия поэта, чем профессия математика.

 

Итак, второй вывод и самый главный: нам нравится то, что в большей мере соответствует нашим врожденным способностям.

Вот и наш испытуемый при тестировании делая тот или иной выбор, подсознательно руководствуется своими врожденным способностями, о которых он пока ещё не знает, но… узнает. Главное в этом тесте – случайность выбора исключается достаточным количеством и качеством предлагаемых на выбор пар профессий.

 

Ведь знаете, как в жизни: приходит человек с работы, переодевается, берет в руки свою любимую чеканку и… счастлив, что наконец-то может заняться делом, к которому душа лежит, а не сидеть в этой постылой конторе, не глядеть на этих надоевших посетителей, в отличие от его коллеги, для которого его работа с посетителями - прямо его хобби.

 

-   Все понял, уважаемый Александр Юрьевич… Только… как бы это сказать… поздно мне уже тестироваться на эту профессию, поздно узнавать, к чему, как Вы говорите, "душа лежит". Вот если бы пораньше… Впрочем, мысль: а нельзя ли моего племянника на это протестировать?

 

- А сколько ему лет?

 

-   По-моему уже восемнадцать.

 

- В самый раз!

Знаете, я как-то раз решил протестировать моих любимых студентов, будущих юристов, протестировал  и… ни о каких результатах их профессиональной ориентации  им не сказал (вернее сказал, что "программа в компе слетела"), поскольку  из 150 протестированных студентов-юристов только 10 человек на самом деле имели "призвание", психологические характеристики для работы юриста, только 10 из них будут потом действительно ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ от своей работы юриста, только для десяти из них их будущая работу будет как ХОББИ. И понятно, почему так: в вузы не отбирают по склонностям к такой-то деятельности, а набирают…

 

-   Так Вы бы в своем вузе и сказали бы об этом, показали бы результаты руководства Вашей академии…

 

- Извините. Без комментариев. Мы, психологи, весьма бережно относимся к такому феномену, как «этика».

 

 

ЕСЛИ ЗАХОТИТЕ ПРОТЕСТИРОВАТЬСЯ…

 

 

А теперь – для того из Вас,  кто хотел бы реально  протестироваться…

 

 

Дорогой мой Гость, прошу Вас  по Инструкции, которая представлена ниже, ответить на поставленные вопросы, а потом пришлите мне свои ответы по моей электронной почте  08-11-40@mail.ru  – профессору Панасюку Александру Юрьевичу.

А я, получив Ваши результаты, проведу их обработку, анализ,  составлю на основании полученных при обработке результатов «Заключение» и сообщу Вам о завершении этой работы, о том, что Заключение для Вас уже написано и оно ожидает… Вашей ответной реакции.

 

Ниже представлены материалы для тестирования:

 

 

ИНСТРУКЦИЯ

 

       В этом тесте Вам  будут  представлены  пары  профессий (таких пар будет   несколько), например,

 

 

1

а) СОЦИОЛОГ

 

  б) ПСИХОЛОГ

 

 

 

 

Сравнивая в каждой паре профессии между собой, выберите, пожалуйста, ту  из   них,  к  которой  у  Вас  все-таки больше  лежит душа, которая Вам больше нравится,   которую Вы выбрали бы, если бы  у  Вас  был  выбор  только  из  этих  двух   профессий. Иначе говоря, кем бы Вы в принципе хотели стать –  допустим, социологом или психологом?

 

       Выбирая таким образом одну из этих двух профессий, считайте,  что у Вас как бы есть  возможности   для такой работы, для этой профессии (знания, физические силы, интеллект и др.).

 

       Некоторые  профессии  я  сопроводил для Вас пояснениями,  которые  в  одних   случаях достаточно полны, в других отражают только одну какую-либо сторону   (в  этих  случаях   прошу  руководствоваться  только этими пояснениями).

Но может быть так, что в паре ни одна профессия Вам не нравится (правда, так бывает очень редко); тогда считайте, что у Вас как бы безвыходное положение, и надо обязательно выбрать одну из этих профессий; выберите ту, которая хотя бы чуть-чуть ближе Вашей душе, ведь у Вас как бы безвыходное положение и надо выбрать.

 

Выбрав одну из двух профессий, Вы на бланке, который представлен ниже – в самом конце этой инструкции, против номера этой пары в графе «Ответ» напишите, пожалуйста, ту букву («а» или «б»), под которой в тесте находится выбранная Вами профессия. Например, если Вы в приведенном выше примере ( «а) социолог, б) психолог») скорее выбрали бы профессию психолога, чем социолога, то на бланке, против номера этой пары в графе «Ответ» следует написать букву «б», а если Вам больше нравилась бы профессия социолога, чем психолога, больше лежит душа к профессии социолога, то следовало бы написать букву «а».

 

И еще одно замечание Для пояснения некоторых профессий Вы встретите здесь термин «теоретик» (например, будет написано не «химик», а «химик-теоретик»); это значит, что человек, обладающей этой профессией,  занимается наукой, разрабатывает  различные идеи, теории, которые потом будут внедряться в практику уже химиками-практиками.

Если Вам что-то непонятно, то прежде чем тестироваться, обратитесь к Вашему покорному слуге. А если всё понятно – тогда пожалуйте к тесту.

 

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

 

НомерОтветНомерОтветОтветНомер1. 17.  33.16. 32.  48.15. 31.  47.14. 30.  46.13. 29.  45.12. 28.  44.11. 27.  43.10. 26.  42.9. 25.  41.8. 24.  40.7. 23.  39.6. 22.  38.5. 21.  37.4. 20.  36.3. 19.  35.2. 18.  34.

 

 

 1а) ФИЛОЛОГ-УЧЕНЫЙ (теоретик): изучает тексты (исторические,  современные) для анализа языка,  или культуры,  или литературы какого-либо народа   б) ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ 

2 а) ЛИНГВИСТ-УЧЕНЫЙ (теоретик): изучает особенности языка какого-либо народа (древний или современный)  б) ПИСАТЕЛЬ-РОМАНИСТ 

3 а) КОМПОЗИТОР   б) МАТЕМАТИК-УЧЕНЫЙ (теоретик):   разрабатывает общие вопросы теории  чисел 

 

4 а) ЭКОНОМИСТ-УЧЕНЫЙ (теоретик): разрабатывает теоретические   вопросы экономики  вообще (не применительно к конкретной ситуации,  а общие принципы)   б) ХУДОЖНИК-СЮРРЕАЛИСТ (АБСТРАКЦИОНИСТ) 

5 а) ПОЭТ-ПАРОДИСТ   б) АРТИСТ-ПАРОДИСТ 

6 а) РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК  б) СОЦИОЛОГ-ПРАКТИК: специальными исследованиями (опросы,                                      анкетирование) изучает группы населения,  их отношение к каким-либо проблемам, работает непосредственно   с  людьми 

7 а) ВРАЧ-ХИРУРГ   б) АРТИСТ БАЛЕТА 

8а) ТРЕНЕР СБОРНОЙ СТРАНЫ: (по интересному для Вас виду спорта)  б) ДИРИЖЕР (большого оркестра) 

9 а) РЕДАКТОР: осуществляет стилистический  (смысловой) анализ текстов, рукописей (следит за логикой изложения автором текста, исправляет ошибки и т.п.)   б) ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: искусство художественного  расположение текстов в книге,  искусство художественного  оформления  текстов  (не                                        рисует) 

10 а) ХУДОЖНИК-РЕКЛАМИСТ: (в данном случае работающий только с текстами рекламы): искусство художественного  расположения текстов рекламы  (на  бумаге  или на      экране), решает, какая часть текста рекламы должна быть вначале,  какая  в конце и т.п.   б) АРХИВИСТ:  работает с архивными рукописями 

11 а) АНТРОПОЛОГ   по ископаемым  останкам устанавливает физическую организацию человека в ходе эволюции   б) СКУЛЬПТОР 

12 а) ХУДОЖНИК-ВИТРАЖИСТ:  мастер по оформлению интерьеров цветным стеклом (витражами) б) ИНЖЕНЕР-ХИМИК: высококлассный специалист по химии, практик 

13 а) ФИЛОЛОГ-УЧЕНЫЙ (теоретик): изучает тексты (исторические,  современные) для анализа языка,  или культуры,  или литературы какого-либо народа б) КОНСТРУКТОР-УЧЕНЫЙ (теоретик): решает теоретические  вопросы моделирования и др.  (при  создании  новой техники).  Сам новую технику не разрабатывает. 

14 а) ЭКОНОМИСТ-УЧЕНЫЙ (теоретик): разрабатывает теоретические   вопросы экономики вообще (не применительно к конкретной ситуации, а общие принципы) б) ЛИНГВИСТ-УЧЕНЫЙ (теоретик): изучает особенности языка какого-либо народа (древний или современный) 

15 а) ПОЭТ б) КОМПОЗИТОР 

16 а) ФИЛОСОФ б) КОМПОЗИТОР 

17 а) ВРАЧ-ЛОГОПЕД: лечит больных,  у которых проблемы  с речью, «ставит» правильную речь заикающимся и др. подобным больным б) ВРАЧ-ОКУЛИСТ: лечит, исправляет зрение 

18 а) АРТИСТ-АКРОБАТ б) АРТИСТ-КУПЛЕТИСТ 

19 а) ДИРИЖЕР (большого оркестра)   б) ВРАЧ-ПСИХИАТР: лечит душевнобольных людей 

20 а) ПОЭТ-ПАРОДИСТ-АКТЕР  б) АРТИСТ-МУЗЫКАНТ-ИСПОЛНИТЕЛЬ 

21 а) РЕДАКТОР: осуществляет стилистический  (смысловой) анализ текстов, рукописей (следит за логикой изложения автором текста, исправляет ошибки и т.п.) б) ПРОГРАММИСТ ЭВМ 

22 а) БУХГАЛТЕР  б) ПРОТОКОЛИСТ-ДОКУМЕНТАЛИСТ: должность в высших учреждениях:                        составление протоколов заседаний,  совещаний, составление формулировок                                  решений этих совещаний 

23 а) ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: искусство художественного  расположение текстов в книге,  искусство художественного  оформления  текстов  (не                                        рисует) б) МАСТЕР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОМЫСЛА: создает различные  предметы искусства (поделки) серийного производства  для ‹ торговли  (типа матрешек,  фигурок из слоновой кости и т.п.) 

24 а) ХУДОЖНИК-ДЕКОРАТОР: на основе сценария, по заданию сценариста оформляет в театре сцену для спектакля: пишет декорации к спектаклю (рисует, создает из различных материалов)  б) ХУДОЖНИК-РЕКЛАМИСТ (в данном случае работающий только с текстами рекламы): искусство художественного  расположения текстов рекламы  (на  бумаге  или на                          экране), решает, какая часть текста рекламы должна быть вначале,  какая  в конце и т.п. 

25 а) ПСИХОЛОГ-УЧЕНЫЙ (теоретик): разрабатывает новые теоретические идеи в области психологической науки (идеи развития психики человека, ее функционирование и т.п.), используя при этом данные психологов-практиков и психологов-экспериментаторов б) ПСИХОЛОГ-ПРАКТИК: работает непосредственно   с  людьми, тестируя  их  по  каким-либо  заранее разработанным программам 

26 а) СОЦИОЛОГ-ПРАКТИК: специальными исследованиями (опросы,                                      анкетирование) изучает группы населения,  их отношение к каким-либо проблемам, работает непосредственно   с  людьми б) СОЦИОЛОГ-УЧЕНЫЙ (теоретик): на основе полученных социологами-практиками  данных  создает (разрабатывает)  научные идеи в области социологической науки (науки о жизни общества) и теоретически их осмысливает 

27 а) ХИМИК-УЧЕНЫЙ (теоретик): разрабатывает различные идеи,  теории взаимодействия химических  веществ  в природе; на основе его идей потом химики-практики создают различные вещества и материалы б) ВРАЧ-РЕНТГЕНОЛОГ 

28 а) ВРАЧ-ХИРУРГ  б) КОНСТРУКТОР-УЧЕНЫЙ (теоретик): решает теоретические  вопросы моделирования и  др.  (при  создании  новой техники). Сам новую технику не разрабатывает. 

29 а) ЖУРНАЛИСТ-МЕЖДУНАРОДНИК  б) ПОЛИТОЛОГ-УЧЕНЫЙ (теоретик): изучает и   разрабатывает   различные идеи,  теории  внутренней политики, международных отношений 

30 а) ПИСАТЕЛЬ  б) ПЕДАГОГ-ВОСПИТАТЕЛЬ 

31 а) ХУДОЖНИК-ПЕЙЗАЖИСТ  б) ХУДОЖНИК-ПОРТРЕТИСТ 

32 а) АРТИСТ БАЛЕТА  б) ХУДОЖНИК-СЮРРЕАЛИСТ (АБСТРАКЦИОНИСТ) 

33 а) РЕДАКТОР: осуществляет стилистический  (смысловой) анализ текстов, рукописей (следит за логикой изложения автором текста, исправляет ошибки и т.п.)  б) ВРАЧ-ЛОГОПЕД: лечит больных,  у которых проблемы  с речью, «ставит» правильную речь заикающимся и др. подобным больным 

34 а) ПЕРЕВОДЧИК НА ПЕРЕГОВОРАХ  б) ПЕРЕВОДЧИК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ 

35 а) ПРОДАВЕЦ  б) БУХГАЛТЕР СУПЕРМАРКЕТА 

36а) ХИМИК-ЭКСПЕРТ (практик): проводит экспертизу различных предметов и веществ с помощью химических реактивов б) ФОТОГРАФ В ФОТОАТЕЛЬЕ 

37а) ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: искусство художественного  расположения текстов в книге,  искусство художественного  оформления  текстов (не рисует) б) СВЯЩЕННИК-ПРОПОВЕДНИК: любой проповедник любого религиозного направления (учения) 

38 а) ВРАЧ-ПСИХИАТР: лечит душевнобольных людей б) ХУДОЖНИК-РЕКЛАМИСТ: (в данном случае работающий только с текстами рекламы): искусство художественного  расположения текстов рекламы  (на  бумаге  или на                          экране), решает, какая часть текста рекламы должна быть вначале,  какая  в конце и т.п. 

39а) КИНООПЕРАТОР: работает на студии художественных фильмов б) ХУДОЖНИК-ПОРТРЕТИСТ 

40 а) СПОРТСМЕН-ЛЕГКОАТЛЕТ  б) СПОРТСМЕН-ВОЛЕЙБОЛИСТ 

41 а) РЕДАКТОР: осуществляет стилистический  (смысловой) анализ текстов, рукописей (следит за логикой изложения автором текста, исправляет ошибки и т.п.)  б) ФИЛОЛОГ: изучает тексты (исторические,  современные) для анализа языка,  или культуры,  или литературы какого-либо народа 

42а) МИФОЛОГ-УЧЕНЫЙ (теоретик): анализирует древние народные сказания (древние мифы) на предмет изучения духа данного народа б) ЭКСПЕРТ-ЛИНГВИСТ: сравнивает между  собой по содержанию тексты (для обнаружения  их  идентичности), выявляя  сходные  обороты речи, фразы, типы предложений 

43а) АВИАКОНСТРУКТОР: работает на уровне идеи, разрабатывает проектов новых самолетов б) ЛЕТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ 

44 а) ИНЖЕНЕР-ХИМИК высококлассный специалист по химии, практик б) ХИМИК-УЧЕНЫЙ разрабатывает различные идеи,  теории взаимодействия химических  веществ  в природе; на основе его идей потом химики-практики создают различные вещества и материалы 

45а) ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРИТИК: анализирует спектакли (как воплотилась в спектакле идея автора и т.п.) б) ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: искусство художественного  расположения текстов в книге,  искусство художественного  оформления  текстов (не рисует) 

46 а) ХУДОЖНИК-РЕКЛАМИСТ (в данном случае работающий только с текстами рекламы): искусство художественного  расположения текстов рекламы  (на  бумаге  или на                          экране), решает, какая часть текста рекламы должна быть вначале,  какая  в конце и т.п.  б) ПОЭТ-КУПЛЕТИСТ 

47а) СКУЛЬПТОР б) КОМПОЗИТОР 

48 а) ХУДОЖНИК-ПЕЙЗАЖИСТ б) ХУДОЖНИК-ДИЗАЙНЕР: специалист по  художественному оформлению разных объектов (например, при разработке нового  автомобиля - старается придать ему красивые формы; при оформлении офисов и т.п.) 

 

Спасибо.

А теперь, прежде чем высылать мне заполненную Вами табличку, просмотрите её ещё раз: не пропустили ли Вы какой-нибудь пункт или не получилось ли так, что на один пункт Вы дали сразу два ответа. Если такое вдруг произошло, то исправьте, пожалуйста, и пришлите мне уже исправленную табличку. Если же Вы её просмотрели и там всё в порядке – присылайте мне её по эл. почте. Спасибо.»

 

 

Вот примерно так проходит тестирование. Есть ли у Вас вопросы, дорогой мой оппонент и всё ли Вам понятно?

 

 

-   Кажется, всё понятно, Александр Юрьевич, и я предложу этот тест моему племяннику. А что еще Вы можете обо мне узнать?

 

- Да я-то могу узнать многое, а что именно Вы хотите узнать, вот какой вопрос?

 

-   Хорошо, поставлю вопрос по-другому: что Ваши тесты могут еще определить?

 

- Могут, как Вы выражаетесь, «определить» то, что Вы о себе не знаете: как Вы будете себя вести в экстремальной (не дай Бог) ситуации: запаникуете, впадете в спячку, будете холодно делать запланированное… А еще можете узнать о том, почему у Вас вот такие проблемы с людьми… вот такие проблемы с Вашими близкими… вот такие проблемы миропонимания… вот такие проблемы в жизни (а не проблемы Вашего кошелька, их-то Вы и без меня знаете).

 

-   Хорошо, спасибо. А что еще? Можно ли протестировать у Вас моего младшенького?

 

Поговорим и о тестировании детей и подростков, но чуть позже, а пока – еще об одном тесте для взрослых о тесте с символическим названием «ТЕСТ-СПОР» (хотя СПОР – это аббревиатура: данный тест позволяет исследовать  Структуру Профессионального Общения Руководителей).

>>>

 >>> далее >>>

Панасюк Александр Юрьевич, 2015